Помимо основных глаголов в образовании предложений участвуют также и так называемые вспомогательные глаголы, а также модальные глаголы, которые нынче выносят в отдельную группу, хотя по факту они являются тоже вспомогательными глаголами. Данная группа глаголов помогает основному глаголу выстраивать правильную грамматику времени в предложении. Они также берут на себя функцию определения числа подлежащего, снимая этот вопрос с основного глагола. В общем, нам есть о чем поговорить про вспомогательные и модальные глаголы в этой статье. Не будем тянуть и приступим!
Зачем существуют вспомогательные глаголы
Вспомогательные глаголы в английском языке играют очень важную роль. Чтобы разобраться, зачем они нужны, давайте обратимся к некоторым полезным функциям, которые они выполняют в предложениях в разных временах:
- Выражение времени
- Вспомогательные глаголы, такие как "to be" (быть), "to have" (иметь) и "to do" (делать), применяются для указания времени предложения. Например, в настоящем длительном времи, мы применяем только вспомогательный "to be", чтобы обозначить настоящее временя в предложении, например: "She is reading a book" (Она читает книгу).
- Образование пассивного залога
- Вспомогательный глагол "to be" часто используется для образования пассивного залога, который выражает, что объект действия становится подлежащим в предложении. Например, "The cake was baked by my mom" (Торт был испечен моей мамой).
- Выражение совершенного вида
- Вспомогательный глагол "to have" в сочетании с третьей формой основного глагола образует совершенные временные формы, которые выражают завершенность действия к указанному моменту в прошлом или в отношении другого действия. Например, "She has already finished her work" (Она уже закончила свою работу).
- Оттенки отношения к действию
- Вспомогательные глаголы могут также использоваться для придания оттенков отношения к действию, таких как уверенность, сомнение, умаление значимости и т.д. Например, "I do love you" (Я и в самом деле люблю тебя).
Я специально не касался темы модальных глаголов, которые тоже являются, по сути, вспомогательными глаголами, так как эту тему мы рассмотрим в конце статьи в отдельной секции.
Таким образом, в английском языке вспомогательные глаголы играют важную роль, создавая различные формы глаголов, выражая время, аспект, залог и другие грамматические нюансы. Эти глаголы обогащают выразительные возможности языка, делая его более гибким и точным. Без них было бы значительно сложнее и менее точно выражать мысли и идеи на английском языке. Таким образом, понимание и умение использовать вспомогательные глаголы является ключевым аспектом в овладении английским языком. Далее мы рассмотрим вспомогательные глаголы в каждом времени и их форму образования и грамматику.
Вспомогательные глаголы в настоящем времени На самом деле в английском языке всего три вспомогательных глаголов (не считая модальных). Это: to be, to do и to have. Соответственно, рассматривать их необходимо отдельно, отмечая их преобразования. Начнем с того, что в этом времени используется только вспомогательный to do и только в предложениях по типу вопроса и отрицания, так как в утвердительных предложениях не требуется вспомогательный глагол. Рассмотрим примеры:
- Вопрос
- Do they speak English fluently? (Они говорят по-английски свободно?)
- What does she study at university? (Что она изучает в университете?)
- How often do they go to the gym? (Как часто они ходят в спортзал?)
- Отрицание
- I do not enjoy horror movies. (Я не люблю фильмы ужасов.)
- She does not eat meat. (Она не ест мясо.)
- They do not live in this neighborhood. (Они не живут в этом районе.)
Сразу отмечаем, что глагол для третьего лица имеет форму «does», а для остальных лиц подлежащего – «do». Помимо прочего, в вопросительных предложениях глагол идет всегда перед подлежащим, а основной глагол после, даже если первым идет вопросительное wh-слово.
Вспомогательные глаголы в прошедшем времени В этом времени картина не отличается ничем кроме того, что вспомогательный глагол имеет форму прошедшего времени и не имеет формы для третьего лица. И также тут нет вспомогательного глагола в утверждениях. В этом времени используется только «to do». Примеры:
- Вопрос
- Did you enjoy your vacation? (Ты насладился своим отпуском?)
- Did they visit the museum last weekend? (Они посетили музей на прошлых выходных?)
- Where did you go for your last vacation? (Куда вы поехали в ваш последний отпуск?)
- What did she cook for dinner last night? (Что она приготовила на ужин вчера вечером?)
- Отрицание
- I did not see him at the party. (Я его не видел на вечеринке.)
- She did not pass the exam. (Она не сдала экзамен.)
- They did not go on vacation last year. (Они не поехали в отпуск в прошлом году.)
Еще немного потерпите, и остальные два вспомогательных глагола явят себя в других временах.
Совершенное настоящее время и вспомогательные глаголы
Если в настоящем и прошедших временах использовался только вспомогательный глагол to do, то в совершенном настоящем времени используется только глагол to have. При этом вспомогательный глагол участвует и в образовании утвердительных предложений тоже, а также помогает своей формой определить число подлежащего. Рассмотрим примеры:
- Утверждение
- She has visited Paris several times. (Она несколько раз посещала Париж.)
- They have finished their homework. (Они закончили свою домашнюю работу.)
- He has lived in this city for five years. (Он живет в этом городе уже пять лет.)
- Вопрос
- Have you ever traveled abroad? (Вы когда-нибудь путешествовали за границу?)
- Has she finished her project yet? (Она уже закончила свой проект?)
- Where have you traveled recently? (Куда вы недавно путешествовали?)
- What have you studied at university? (Что вы изучали в университете?)
- Отрицание
- I have not visited that museum yet. (Я еще не посетил это музей.)
- She has not started reading the book. (Она не начала читать книгу.)
- They have not encountered each other before. (Они не встречали друг друга раньше.)
Чем же отличается построение предложения с to have от to do? На самом деле ничем, только временем, где они участвуют.
Прошедшее совершенное и вспомогательные глаголы
Прошедшее совершенное время строится по тому же принципу, что и прошедшее время с вспомогательным глаголом to do, однако, в данном случае вспомогательный глагол участвует в образовании утвердительного предложения тоже:
- Утверждение
- She had finished her work before the meeting started. (Она уже закончила свою работу до начала встречи.)
- They had left the house when it started raining. (Они уже вышли из дома, когда начался дождь.)
- He had never witnessed such a beautiful sunrise before. (Он никогда раньше не видел такого красивого восхода.)
- Вопрос
- Had you ever visited London before your trip last summer? (Ты когда-либо раньше бывал в Лондоне до своей поездки прошлым летом?)
- Had she finished her homework before the teacher arrived? (Она уже закончила свою домашнюю работу, когда пришел учитель?)
- What had you practiced before you went to college? (Что ты практиковал до поступления в колледж?)
- Where had she worked before she got her current job? (Где она работала до получения своей нынешней работы?)
- Отрицание
- I had not heard about that movie before last night. (Я не слышал о том фильме до вчерашнего вечера.)
- She had not eaten sushi until she visited Japan. (Она не ела суши до своего визита в Японию.)
- They had not arrived at the airport when the flight was announced. (Они еще не прибыли в аэропорт, когда объявили о вылете.)
С to do и to have мы разобрались, по факту, теперь перейдем к вспомогательному глаголу to be.
Вспомогательные глаголы в продолжительном настоящем времени
В отличие от остальных вспомогательных глаголов, to be имеет разные формы для лиц английском языке. Это делает его особенным и сложно усваиваемым для новичков. Например, для местоимения I (Я) глагол имеет форму «am», для третьего лица – «is», а для остальных случаев – «are». И все это надо помнить и практиковать.
В настоящем продолжительном времени вспомогательный глагол to be участвует во всех типах предложений. И выглядит это так:
- Утверждение
- She is studying for her exams right now. (Она сейчас готовится к экзаменам.)
- They are watching a play at the theater tonight. (Они сегодня вечером смотрят пьесу в театре.)
- He is reading a book in the garden. (Он читает книгу в саду.)
- Вопрос
- Is she working on a new project? (Она работает над новым проектом?)
- Are they playing football in the park? (Они играют в футбол в парке?)
- Where is she going for her vacation? (Куда она собирается поехать в отпуск?)
- Why are they studying so late? (Почему они учатся так поздно?)
- Отрицание
- I am not eating dinner right now. (Я сейчас не ужинаю.)
- She is not listening to music, she is writing. (Она не слушает музыку, она пишет.)
- They are not working on weekends. (Они не работают по выходным.)
Теперь поговорим о прошедшем продолжительном времени.
Вспомогательные глаголы в продолжительном прошедшем времени
В этом времени происходит все тоже самое, только теперь глагол to be имеет прошедшее время, а его формы делятся на «was» для единственного числа и «were» для множественного. Смотрим:
- Утверждение
- She was studying when the earthquake struck. (Она училась, когда началось землетрясение.)
- They were playing football at 6 o'clock yesterday evening. (Они играли в футбол вчера вечером в 6 часов.)
- He was reading a book while waiting for the train. (Он читал книгу, ожидая поезд.)
- Вопрос
- Was she working late last night? (Она работала поздно вчера вечером?)
- Were they playing cards when the earthquake occurred? (Они играли в карты, когда произошло землетрясение?)
- Where were they going when you saw them yesterday? (Куда они шли, когда ты видел их вчера?)
- Why was she crying when I entered the room? (Почему она плакала, когда я вошел в комнату?)
- Отрицание
- I was not watching TV at that time. (Я не смотрел телевизор в то время.)
- She was not cooking dinner when I arrived home. (Она не готовила ужин, когда я пришла домой.)
- They were not playing outside when it started raining. (Они не играли на улице, когда начался дождь.)
Обратим внимание, что как и с глаголами to do и to have в вопросительных предложениях они идут до подлежащего, а основной глагол после.