Вспомогательные глаголы в английском языке

Помимо основных глаголов в образовании предложений участвуют также и так называемые вспомогательные глаголы, а также модальные глаголы, которые нынче выносят в отдельную группу, хотя по факту они являются тоже вспомогательными глаголами. Данная группа глаголов помогает основному глаголу выстраивать правильную грамматику времени в предложении. Они также берут на себя функцию определения числа подлежащего, снимая этот вопрос с основного глагола. В общем, нам есть о чем поговорить про вспомогательные и модальные глаголы в этой статье. Не будем тянуть и приступим!


Зачем существуют вспомогательные глаголы

Вспомогательные глаголы в английском языке играют очень важную роль. Чтобы разобраться, зачем они нужны, давайте обратимся к некоторым полезным функциям, которые они выполняют в предложениях в разных временах:


  • Выражение времени
    • Вспомогательные глаголы, такие как "to be" (быть), "to have" (иметь) и "to do" (делать), применяются для указания времени предложения. Например, в настоящем длительном времи, мы применяем только вспомогательный "to be", чтобы обозначить настоящее временя в предложении, например: "She is reading a book" (Она читает книгу).

  • Образование пассивного залога
    • Вспомогательный глагол "to be" часто используется для образования пассивного залога, который выражает, что объект действия становится подлежащим в предложении. Например, "The cake was baked by my mom" (Торт был испечен моей мамой).

  • Выражение совершенного вида
    • Вспомогательный глагол "to have" в сочетании с третьей формой основного глагола образует совершенные временные формы, которые выражают завершенность действия к указанному моменту в прошлом или в отношении другого действия. Например, "She has already finished her work" (Она уже закончила свою работу).

  • Оттенки отношения к действию
    • Вспомогательные глаголы могут также использоваться для придания оттенков отношения к действию, таких как уверенность, сомнение, умаление значимости и т.д. Например, "I do love you" (Я и в самом деле люблю тебя).
Я специально не касался темы модальных глаголов, которые тоже являются, по сути, вспомогательными глаголами, так как эту тему мы рассмотрим в конце статьи в отдельной секции.

Таким образом, в английском языке вспомогательные глаголы играют важную роль, создавая различные формы глаголов, выражая время, аспект, залог и другие грамматические нюансы. Эти глаголы обогащают выразительные возможности языка, делая его более гибким и точным. Без них было бы значительно сложнее и менее точно выражать мысли и идеи на английском языке. Таким образом, понимание и умение использовать вспомогательные глаголы является ключевым аспектом в овладении английским языком. Далее мы рассмотрим вспомогательные глаголы в каждом времени и их форму образования и грамматику.


Вспомогательные глаголы в настоящем времени

На самом деле в английском языке всего три вспомогательных глаголов (не считая модальных). Это: to be, to do и to have. Соответственно, рассматривать их необходимо отдельно, отмечая их преобразования. Начнем с того, что в этом времени используется только вспомогательный to do и только в предложениях по типу вопроса и отрицания, так как в утвердительных предложениях не требуется вспомогательный глагол. Рассмотрим примеры:

  • Вопрос

    • Do they speak English fluently? (Они говорят по-английски свободно?)
    • What does she study at university? (Что она изучает в университете?)
    • How often do they go to the gym? (Как часто они ходят в спортзал?)


  • Отрицание

    • I do not enjoy horror movies. (Я не люблю фильмы ужасов.)
    • She does not eat meat. (Она не ест мясо.)
    • They do not live in this neighborhood. (Они не живут в этом районе.)
Сразу отмечаем, что глагол для третьего лица имеет форму «does», а для остальных лиц подлежащего – «do». Помимо прочего, в вопросительных предложениях глагол идет всегда перед подлежащим, а основной глагол после, даже если первым идет вопросительное wh-слово.


Вспомогательные глаголы в прошедшем времени

В этом времени картина не отличается ничем кроме того, что вспомогательный глагол имеет форму прошедшего времени и не имеет формы для третьего лица. И также тут нет вспомогательного глагола в утверждениях. В этом времени используется только «to do». Примеры:

  • Вопрос

    • Did you enjoy your vacation? (Ты насладился своим отпуском?)
    • Did they visit the museum last weekend? (Они посетили музей на прошлых выходных?)
    • Where did you go for your last vacation? (Куда вы поехали в ваш последний отпуск?)
    • What did she cook for dinner last night? (Что она приготовила на ужин вчера вечером?)
  • Отрицание

    • I did not see him at the party. (Я его не видел на вечеринке.)
    • She did not pass the exam. (Она не сдала экзамен.)
    • They did not go on vacation last year. (Они не поехали в отпуск в прошлом году.)
Еще немного потерпите, и остальные два вспомогательных глагола явят себя в других временах.


Совершенное настоящее время и вспомогательные глаголы

Если в настоящем и прошедших временах использовался только вспомогательный глагол to do, то в совершенном настоящем времени используется только глагол to have. При этом вспомогательный глагол участвует и в образовании утвердительных предложений тоже, а также помогает своей формой определить число подлежащего. Рассмотрим примеры:


  • Утверждение

    • She has visited Paris several times. (Она несколько раз посещала Париж.)
    • They have finished their homework. (Они закончили свою домашнюю работу.)
    • He has lived in this city for five years. (Он живет в этом городе уже пять лет.)
  • Вопрос

    • Have you ever traveled abroad? (Вы когда-нибудь путешествовали за границу?)
    • Has she finished her project yet? (Она уже закончила свой проект?)
    • Where have you traveled recently? (Куда вы недавно путешествовали?)
    • What have you studied at university? (Что вы изучали в университете?)
  • Отрицание

    • I have not visited that museum yet. (Я еще не посетил это музей.)
    • She has not started reading the book. (Она не начала читать книгу.)
    • They have not encountered each other before. (Они не встречали друг друга раньше.)
Чем же отличается построение предложения с to have от to do? На самом деле ничем, только временем, где они участвуют.


Прошедшее совершенное и вспомогательные глаголы

Прошедшее совершенное время строится по тому же принципу, что и прошедшее время с вспомогательным глаголом to do, однако, в данном случае вспомогательный глагол участвует в образовании утвердительного предложения тоже:


  • Утверждение

    • She had finished her work before the meeting started. (Она уже закончила свою работу до начала встречи.)
    • They had left the house when it started raining. (Они уже вышли из дома, когда начался дождь.)
    • He had never witnessed such a beautiful sunrise before. (Он никогда раньше не видел такого красивого восхода.)


  • Вопрос

    • Had you ever visited London before your trip last summer? (Ты когда-либо раньше бывал в Лондоне до своей поездки прошлым летом?)
    • Had she finished her homework before the teacher arrived? (Она уже закончила свою домашнюю работу, когда пришел учитель?)
    • What had you practiced before you went to college? (Что ты практиковал до поступления в колледж?)
    • Where had she worked before she got her current job? (Где она работала до получения своей нынешней работы?)
  • Отрицание

    • I had not heard about that movie before last night. (Я не слышал о том фильме до вчерашнего вечера.)
    • She had not eaten sushi until she visited Japan. (Она не ела суши до своего визита в Японию.)
    • They had not arrived at the airport when the flight was announced. (Они еще не прибыли в аэропорт, когда объявили о вылете.)
С to do и to have мы разобрались, по факту, теперь перейдем к вспомогательному глаголу to be.


Вспомогательные глаголы в продолжительном настоящем времени

В отличие от остальных вспомогательных глаголов, to be имеет разные формы для лиц английском языке. Это делает его особенным и сложно усваиваемым для новичков. Например, для местоимения I (Я) глагол имеет форму «am», для третьего лица – «is», а для остальных случаев – «are». И все это надо помнить и практиковать.

В настоящем продолжительном времени вспомогательный глагол to be участвует во всех типах предложений. И выглядит это так:


  • Утверждение

    • She is studying for her exams right now. (Она сейчас готовится к экзаменам.)
    • They are watching a play at the theater tonight. (Они сегодня вечером смотрят пьесу в театре.)
    • He is reading a book in the garden. (Он читает книгу в саду.)
  • Вопрос

    • Is she working on a new project? (Она работает над новым проектом?)
    • Are they playing football in the park? (Они играют в футбол в парке?)
    • Where is she going for her vacation? (Куда она собирается поехать в отпуск?)
    • Why are they studying so late? (Почему они учатся так поздно?)
  • Отрицание

    • I am not eating dinner right now. (Я сейчас не ужинаю.)
    • She is not listening to music, she is writing. (Она не слушает музыку, она пишет.)
    • They are not working on weekends. (Они не работают по выходным.)
Теперь поговорим о прошедшем продолжительном времени.


Вспомогательные глаголы в продолжительном прошедшем времени

В этом времени происходит все тоже самое, только теперь глагол to be имеет прошедшее время, а его формы делятся на «was» для единственного числа и «were» для множественного. Смотрим:

  • Утверждение

    • She was studying when the earthquake struck. (Она училась, когда началось землетрясение.)
    • They were playing football at 6 o'clock yesterday evening. (Они играли в футбол вчера вечером в 6 часов.)
    • He was reading a book while waiting for the train. (Он читал книгу, ожидая поезд.)
  • Вопрос

    • Was she working late last night? (Она работала поздно вчера вечером?)
    • Were they playing cards when the earthquake occurred? (Они играли в карты, когда произошло землетрясение?)
    • Where were they going when you saw them yesterday? (Куда они шли, когда ты видел их вчера?)
    • Why was she crying when I entered the room? (Почему она плакала, когда я вошел в комнату?)
  • Отрицание

    • I was not watching TV at that time. (Я не смотрел телевизор в то время.)
    • She was not cooking dinner when I arrived home. (Она не готовила ужин, когда я пришла домой.)
    • They were not playing outside when it started raining. (Они не играли на улице, когда начался дождь.)


Обратим внимание, что как и с глаголами to do и to have в вопросительных предложениях они идут до подлежащего, а основной глагол после.
Записывайтесь на БЕСПЛАТНЫЙ онлайн урок
Разберите эту тему на онлайн уроке с учителем!
100% знакомство с преподавателем
В %%month%% осталось 4 свободных места
50 минут с преподавателем экспертом онлайн
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Не навязываем занятия! Урок бесплатный
Все вспомогательные модальные глаголы

Модальные глаголы тоже являются вспомогательными, но их часто выносят в отдельную группу, так как их много, и они имеют значение в предложении в отличие от обычных вспомогательных глаголов. Давайте рассмотрим, какие модальные глаголы есть, что они означают и как строить предложения с ними:

  • Can (мочь, уметь):
    • Can you help me with my homework? (Ты можешь помочь мне с домашним заданием?)

  • Will (будет, будет готов, готов выполнить):
    • I will do my best to finish the project on time. (Я сделаю все возможное, чтобы закончить проект вовремя.)

  • Shall (буду, будем):
    • What shall I wear to the party? (Во что мне одеться на вечеринку?)

  • May (мочь, иметь право):
    • You may leave the room now. (Ты можешь выйти из комнаты сейчас.)

  • Could (мог, мог бы):
    • Could you pass me the salt, please? (Не могли бы вы передать мне соль, пожалуйста?)

  • Would (бы, хотел бы):
    • He would like a cup of tea, please. (Он хотел бы чашку чая, пожалуйста.)

  • Should (должен, следует):
    • I think you should apologize to her. (Я думаю, тебе следует извиниться перед ней.)

  • Might (может быть, возможно):
    • She might come to the party tonight. (Возможно, она придет на вечеринку сегодня вечером.)

  • Must (должен, должен был):
    • You must wear a seatbelt in the car. (Ты должен надеть ремень безопасности в машине.)
Отдельно отметим отрицательные предложения с ними, так как в этом случае добавляется частица «not», и вопросительные предложения, где модальные глаголы ставятся перед подлежащим, как и вспомогательные глаголы:

  • Отрицательные предложения:

    • She cannot speak French fluently. (Она не может говорить по-французски свободно.)
    • He could not attend the meeting yesterday. (Он не смог присутствовать на собрании вчера.)
    • Would you not like another cup of tea? (Ты бы не хотел еще чашечку чая?)


  • Вопросительные предложения:

    • Could you help me with this problem? (Не могли бы вы мне помочь с этой проблемой?)
    • Would you mind opening the window? (Не возражаете, если я открою окно?)
    • What should I do to improve my English? (Что мне следует делать, чтобы улучшить свой английский?
    • Where can I find a good restaurant around here? (Где я могу найти хороший ресторан поблизости?)
Еще одним важным замечанием является то, что если вы хотите сказать что-то в прошедшем времени, используя модальный глагол, то к нему добавляется вспомогательный глагол to have:

  • He should have called me before making such a big decision. (Он должен был позвонить мне перед тем, как принять такое серьезное решение.)
  • She must not have realized the time, or she would have been here by now. (Она, должно быть, не заметила время, иначе бы уже была здесь.)
  • Shouldn't they have arrived by now? (Не должны ли они были прибыть к этому времени?)


Используйте вспомогательные глаголы правильно!
10 января / 2024

Запишитесь сегодня на онлайн-обучение по британской технологии
и получите чек-лист для изучения английского в подарок!
790 руб.
Скидка 50%
Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку персональных данных
Стоимость занятия: 1580 руб.
Гарантия возврата денег в течение 14 дней
Дата начала: 04 %%month2%%
Осталось: 4 места

Программы обучения

Запишитесь на бесплатный урок
Проведем видеособеседование с носителем языка через 20 минут! Покажем платформу. Определим ваш уровень. Составим план обучения
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных