Задание на подготовку эссе - обязательная часть международных экзаменов на знание английского - TOEFL и CPE. Уметь писать его грамотно- важный навык. В этой статье расскажем о том, как успешно справиться с этой частью экзамена, и дадим несколько универсальных советов.
Подготовительный этап
Начинать всегда непросто, но все же чем раньше вы выберете и будете обдумывать тему эссе, тем лучше сможете подготовиться. На начальном этапе старайтесь делать наброски: выписывайте всю информацию, которая вам известна по выбранной теме. Не исключено, что вы знаете гораздо больше, чем вам кажется.
Чтобы действовать поэтапно, подготовьте план и сформулируйте вопросы по теме. В процессе изучения материала их перечень будет увеличиваться, и вы будете находить на них ответы.
Даже человек с хорошим опытом написания таких работ периодически сталкивается с так называемой "боязнью чистого листа". Чтобы с ней справиться, просто начинайте писать. На начальном этапе не стоит думать о стилистике и грамотности. Это будет предварительный набор мыслей, от которого вы сможете оттолкнуться.
Если вы решили печатать эссе на компьютере, будет несложно переставлять те или иные фразы, чтобы добиться нужной структуры. Если же вы пишете от руки, рекомендуем оставлять пространство в пару строк между предложениями. Так вы сможете в случае необходимости дополнять тезисы.
Попробуйте скомпоновать свои мысли в 3 части, чтобы получилось начало, основная часть и заключение. Если вам это удалось, вы на верном пути.
Структура Вступительная часть
В ней должен быть комментарий по теме работы. Это может быть набор основных понятий с определениями либо пояснение того, как вы понимаете суть темы. Кроме того, в этой части необходимо перечислить аспекты, которые будут рассмотрены.
Следует учитывать, что эссе не должно быть объемным, поэтому в него следует включать только главные аргументы, которые помогут в раскрытии темы. Прочитав введение, человеку должно быть понятно, о чем будет идти речь в работе и какие вопросы будут освещаться.
Введение, которое написано грамотно:
- показывает намерение автора дать ответ на поставленный вопрос;
- дает понять, что писатель хорошо разбирается в теме;
- включает так называемый план всей работы;
- показывает, что автор провел предварительную работу со ссылкой на источники информации;
- 100% соответствует заявленной теме;
- занимает не более 9% от всего текста. Это в среднем порядка 120 слов из полутора тысяч.
Лучше всего начать эссе с фразы, которая сразу позволяет понять направление ответа. Вот несколько вариантов таких фраз:
This essay deals with... («Это эссе посвящено...»)
This assignment will examine... («В этой работе рассматривается...»)
This report will analyse... («В этом отчете проводится анализ...»)
Можно использовать формулировку, схожую с темой работы. Например, если вопрос поставлен так: "Discuss recent developments in communication technology" («Рассмотрите современные разработки в технологии коммуникации»), то введение может содержать такую фразу: "This essay will consider recent developments in the field of communication technology..." («В данном эссе будут рассмотрены современные разработки в области технологии коммуникации...»).
В этой части можно смело использовать выражения, которые помогут понять структуру работы. Вот несколько примеров:
The essay is divided into four sections... («Данное эссе состоит из четырех частей...»)
It will first consider... («Сначала рассматривается...»)
It will then continue to describe... («После чего мы продолжим описывать...»)
The third part compares... («В третьей части приводится сравнение...»)
Finally, some conclusions will be drawn as to... («И, наконец, будут сделаны некоторые выводы относительно...»)
Основная часть
В этой части следует раскрыть все аргументы, задействуя примеры. Информация должна быть четко структурирована. Основная часть должна плавно переходить к заключительной.
Заключительная часть
Заключительная часть должна выступать в качестве итога к тезисам, которые были высказаны. В ней должен быть ответ на вопрос, который был обозначен в теме работы, а также описание перспектив проблемы. Здесь же можно выделить близкие темы, которые могут быть освещены в дальнейшем.
В заключительной части необходимо:
- сформулировать логическое завершение эссе;
- высказать основные идеи, проведя параллели с вводной частью;
- подкрепить сделанные выводы данными из основной части работы.
Если объем эссе позволяет, можно добавить в заключении вопрос, который предполагает последующие размышления, либо предложить возможное решение проблемы.
Старайтесь избегать следующих моментов:
- Высказывания абсолютно новых идей. Если они кажутся вам реально значимыми, лучше отразить их в основной части.
- Использования оправдательного тона. Старайтесь не включать в эссе формулировки типа "I may not be an expert" или "At least this is my opinion" («Возможно, я не специалист» или «По крайней мере, я так думаю»).
- Подробного описания несущественных деталей.
- Опровержения значимости аргументов, которые уже были приведены.
Многие педагоги убеждены, что заключение является наиболее значимой частью работы. Бывают ситуации, когда написав его, человек вынужден был переписать основную часть эссе. Этого не стоит бояться, таков рабочий процесс. Рекомендуемая длина заключения - порядка 15% от всего объема работы.