Вспомогательные глаголы в английском языке

Помимо основных глаголов в образовании предложений участвуют также и так называемые вспомогательные глаголы, а также модальные глаголы, которые нынче выносят в отдельную группу, хотя по факту они являются тоже вспомогательными глаголами. Данная группа глаголов помогает основному глаголу выстраивать правильную грамматику времени в предложении. Они также берут на себя функцию определения числа подлежащего, снимая этот вопрос с основного глагола. В общем, нам есть о чем поговорить про вспомогательные и модальные глаголы в этой статье. Не будем тянуть и приступим!

Зачем существуют вспомогательные глаголы


Вспомогательные глаголы в английском языке играют очень важную роль. Чтобы разобраться, зачем они нужны, давайте обратимся к некоторым полезным функциям, которые они выполняют в предложениях в разных временах:

  • Выражение времени
    • Вспомогательные глаголы, такие как «to be» (быть), «to have» (иметь) и «to do» (делать), применяются для указания времени предложения. Например, в настоящем длительном времи, мы применяем только вспомогательный «to be», чтобы обозначить настоящее временя в предложении, например: «She is reading a book» (Она читает книгу).
  • Образование пассивного залога
    • Вспомогательный глагол «to be» часто используется для образования пассивного залога, который выражает, что объект действия становится подлежащим в предложении. Например, «The cake was baked by my mom» (Торт был испечен моей мамой).
  • Выражение совершенного вида
    • Вспомогательный глагол «to have» в сочетании с третьей формой основного глагола образует совершенные временные формы, которые выражают завершенность действия к указанному моменту в прошлом или в отношении другого действия. Например, «She has already finished her work» (Она уже закончила свою работу).
  • Оттенки отношения к действию
    • Вспомогательные глаголы могут также использоваться для придания оттенков отношения к действию, таких как уверенность, сомнение, умаление значимости и т.д. Например, «I do love you» (Я и в самом деле люблю тебя).

Я специально не касался темы модальных глаголов, которые тоже являются, по сути, вспомогательными глаголами, так как эту тему мы рассмотрим в конце статьи в отдельной секции.

Таким образом, в английском языке вспомогательные глаголы играют важную роль, создавая различные формы глаголов, выражая время, аспект, залог и другие грамматические нюансы. Эти глаголы обогащают выразительные возможности языка, делая его более гибким и точным. Без них было бы значительно сложнее и менее точно выражать мысли и идеи на английском языке. Таким образом, понимание и умение использовать вспомогательные глаголы является ключевым аспектом в овладении английским языком. Далее мы рассмотрим вспомогательные глаголы в каждом времени и их форму образования и грамматику.

Вспомогательные глаголы в настоящем времени

На самом деле в английском языке всего три вспомогательных глаголов (не считая модальных). Это: to be, to do и to have. Соответственно, рассматривать их необходимо отдельно, отмечая их преобразования. Начнем с того, что в этом времени используется только вспомогательный to do и только в предложениях по типу вопроса и отрицания, так как в утвердительных предложениях не требуется вспомогательный глагол. Рассмотрим примеры:

  • Вопрос
    • Do they speak English fluently? (Они говорят по-английски свободно?)
    • What does she study at university? (Что она изучает в университете?)
    • How often do they go to the gym? (Как часто они ходят в спортзал?)
  • Отрицание
    • I do not enjoy horror movies. (Я не люблю фильмы ужасов.)
    • She does not eat meat. (Она не ест мясо.)
    • They do not live in this neighborhood. (Они не живут в этом районе.)

Сразу отмечаем, что глагол для третьего лица имеет форму «does», а для остальных лиц подлежащего – «do». Помимо прочего, в вопросительных предложениях глагол идет всегда перед подлежащим, а основной глагол после, даже если первым идет вопросительное wh-слово.

Вспомогательные глаголы в прошедшем времени

В этом времени картина не отличается ничем кроме того, что вспомогательный глагол имеет форму прошедшего времени и не имеет формы для третьего лица. И также тут нет вспомогательного глагола в утверждениях. В этом времени используется только «to do». Примеры:

  • Вопрос
    • Did you enjoy your vacation? (Ты насладился своим отпуском?)
    • Did they visit the museum last weekend? (Они посетили музей на прошлых выходных?)
    • Where did you go for your last vacation? (Куда вы поехали в ваш последний отпуск?)
    • What did she cook for dinner last night? (Что она приготовила на ужин вчера вечером?)
  • Отрицание
    • I did not see him at the party. (Я его не видел на вечеринке.)
    • She did not pass the exam. (Она не сдала экзамен.)
    • They did not go on vacation last year. (Они не поехали в отпуск в прошлом году.)

Еще немного потерпите, и остальные два вспомогательных глагола явят себя в других временах.

Совершенное настоящее время и вспомогательные глаголы


Если в настоящем и прошедших временах использовался только вспомогательный глагол to do, то в совершенном настоящем времени используется только глагол to have. При этом вспомогательный глагол участвует и в образовании утвердительных предложений тоже, а также помогает своей формой определить число подлежащего. Рассмотрим примеры:

  • Утверждение
    • She has visited Paris several times. (Она несколько раз посещала Париж.)
    • They have finished their homework. (Они закончили свою домашнюю работу.)
    • He has lived in this city for five years. (Он живет в этом городе уже пять лет.)
  • Вопрос
    • Have you ever traveled abroad? (Вы когда-нибудь путешествовали за границу?)
    • Has she finished her project yet? (Она уже закончила свой проект?)
    • Where have you traveled recently? (Куда вы недавно путешествовали?)
    • What have you studied at university? (Что вы изучали в университете?)
  • Отрицание
    • I have not visited that museum yet. (Я еще не посетил это музей.)
    • She has not started reading the book. (Она не начала читать книгу.)
    • They have not encountered each other before. (Они не встречали друг друга раньше.)

Чем же отличается построение предложения с to have от to do? На самом деле ничем, только временем, где они участвуют.

Прошедшее совершенное и вспомогательные глаголы


Прошедшее совершенное время строится по тому же принципу, что и прошедшее время с вспомогательным глаголом to do, однако, в данном случае вспомогательный глагол участвует в образовании утвердительного предложения тоже:

  • Утверждение
    • She had finished her work before the meeting started. (Она уже закончила свою работу до начала встречи.)
    • They had left the house when it started raining. (Они уже вышли из дома, когда начался дождь.)
    • He had never witnessed such a beautiful sunrise before. (Он никогда раньше не видел такого красивого восхода.)
  • Вопрос
    • Had you ever visited London before your trip last summer? (Ты когда-либо раньше бывал в Лондоне до своей поездки прошлым летом?)
    • Had she finished her homework before the teacher arrived? (Она уже закончила свою домашнюю работу, когда пришел учитель?)
    • What had you practiced before you went to college? (Что ты практиковал до поступления в колледж?)
    • Where had she worked before she got her current job? (Где она работала до получения своей нынешней работы?)
  • Отрицание
    • I had not heard about that movie before last night. (Я не слышал о том фильме до вчерашнего вечера.)
    • She had not eaten sushi until she visited Japan. (Она не ела суши до своего визита в Японию.)
    • They had not arrived at the airport when the flight was announced. (Они еще не прибыли в аэропорт, когда объявили о вылете.)

С to do и to have мы разобрались, по факту, теперь перейдем к вспомогательному глаголу to be.

Вспомогательные глаголы в продолжительном настоящем времени


В отличие от остальных вспомогательных глаголов, to be имеет разные формы для лиц английском языке. Это делает его особенным и сложно усваиваемым для новичков. Например, для местоимения I (Я) глагол имеет форму «am», для третьего лица – «is», а для остальных случаев – «are». И все это надо помнить и практиковать.

В настоящем продолжительном времени вспомогательный глагол to be участвует во всех типах предложений. И выглядит это так:

  • Утверждение
    • She is studying for her exams right now. (Она сейчас готовится к экзаменам.)
    • They are watching a play at the theater tonight. (Они сегодня вечером смотрят пьесу в театре.)
    • He is reading a book in the garden. (Он читает книгу в саду.)
  • Вопрос
    • Is she working on a new project? (Она работает над новым проектом?)
    • Are they playing football in the park? (Они играют в футбол в парке?)
    • Where is she going for her vacation? (Куда она собирается поехать в отпуск?)
    • Why are they studying so late? (Почему они учатся так поздно?)
  • Отрицание
    • I am not eating dinner right now. (Я сейчас не ужинаю.)
    • She is not listening to music, she is writing. (Она не слушает музыку, она пишет.)
    • They are not working on weekends. (Они не работают по выходным.)

Теперь поговорим о прошедшем продолжительном времени.

Вспомогательные глаголы в продолжительном прошедшем времени


В этом времени происходит все тоже самое, только теперь глагол to be имеет прошедшее время, а его формы делятся на «was» для единственного числа и «were» для множественного. Смотрим:

  • Утверждение
    • She was studying when the earthquake struck. (Она училась, когда началось землетрясение.)
    • They were playing football at 6 o’clock yesterday evening. (Они играли в футбол вчера вечером в 6 часов.)
    • He was reading a book while waiting for the train. (Он читал книгу, ожидая поезд.)
  • Вопрос
    • Was she working late last night? (Она работала поздно вчера вечером?)
    • Were they playing cards when the earthquake occurred? (Они играли в карты, когда произошло землетрясение?)
    • Where were they going when you saw them yesterday? (Куда они шли, когда ты видел их вчера?)
    • Why was she crying when I entered the room? (Почему она плакала, когда я вошел в комнату?)
  • Отрицание
    • I was not watching TV at that time. (Я не смотрел телевизор в то время.)
    • She was not cooking dinner when I arrived home. (Она не готовила ужин, когда я пришла домой.)
    • They were not playing outside when it started raining. (Они не играли на улице, когда начался дождь.)

Обратим внимание, что как и с глаголами to do и to have в вопросительных предложениях они идут до подлежащего, а основной глагол после.

Все вспомогательные модальные глаголы


Модальные глаголы тоже являются вспомогательными, но их часто выносят в отдельную группу, так как их много, и они имеют значение в предложении в отличие от обычных вспомогательных глаголов. Давайте рассмотрим, какие модальные глаголы есть, что они означают и как строить предложения с ними:

  • Can (мочь, уметь):
    • Can you help me with my homework? (Ты можешь помочь мне с домашним заданием?)
  • Will (будет, будет готов, готов выполнить):
    • I will do my best to finish the project on time. (Я сделаю все возможное, чтобы закончить проект вовремя.)
  • Shall (буду, будем):
    • What shall I wear to the party? (Во что мне одеться на вечеринку?)
  • May (мочь, иметь право):
    • You may leave the room now. (Ты можешь выйти из комнаты сейчас.)
  • Could (мог, мог бы):
    • Could you pass me the salt, please? (Не могли бы вы передать мне соль, пожалуйста?)
  • Would (бы, хотел бы):
    • He would like a cup of tea, please. (Он хотел бы чашку чая, пожалуйста.)
  • Should (должен, следует):
    • I think you should apologize to her. (Я думаю, тебе следует извиниться перед ней.)
  • Might (может быть, возможно):
    • She might come to the party tonight. (Возможно, она придет на вечеринку сегодня вечером.)
  • Must (должен, должен был):
    • You must wear a seatbelt in the car. (Ты должен надеть ремень безопасности в машине.)

Отдельно отметим отрицательные предложения с ними, так как в этом случае добавляется частица «not», и вопросительные предложения, где модальные глаголы ставятся перед подлежащим, как и вспомогательные глаголы:

  • Отрицательные предложения:
    • She cannot speak French fluently. (Она не может говорить по-французски свободно.)
    • He could not attend the meeting yesterday. (Он не смог присутствовать на собрании вчера.)
    • Would you not like another cup of tea? (Ты бы не хотел еще чашечку чая?)
  • Вопросительные предложения:
    • Could you help me with this problem? (Не могли бы вы мне помочь с этой проблемой?)
    • Would you mind opening the window? (Не возражаете, если я открою окно?)
    • What should I do to improve my English? (Что мне следует делать, чтобы улучшить свой английский?
    • Where can I find a good restaurant around here? (Где я могу найти хороший ресторан поблизости?)

Еще одним важным замечанием является то, что если вы хотите сказать что-то в прошедшем времени, используя модальный глагол, то к нему добавляется вспомогательный глагол to have:

  • He should have called me before making such a big decision. (Он должен был позвонить мне перед тем, как принять такое серьезное решение.)
  • She must not have realized the time, or she would have been here by now. (Она, должно быть, не заметила время, иначе бы уже была здесь.)
  • Shouldn’t they have arrived by now? (Не должны ли они были прибыть к этому времени?)

Используйте вспомогательные глаголы правильно!

Проверьте, как хорошо вы усвоили тему

Пройдите небольшой тест по материалу статьи и закрепите знания

Вопрос 1/5

Что делают вспомогательные глаголы в предложении?

alt

Запишитесь на пробный урок бесплатно

Проведем видеособеседование с носителем языка через 20 минут! Покажем платформу. Определим ваш уровень. Составим план обучения

    Через
    0 сек.
    ваш подарок
    сгорит
    Подарок
    Получите подарок:у вас осталось 0 сек.
    Позвонить бесплатно

    Написать в WhatsApp

    • вам позвонит менеджер
    • подберет вам вашего учителя и пришлет анкету
    • проведем бесплатный вводный урок

      Он будет закрыт в 0 секунд

       

       

       

      Он будет закрыт в 0 секунд

      Он будет закрыт в 0 секунд

      Говорите уверенно уже через месяц!


        Он будет закрыт в 0 секунд

        Оставьте заявку и получите точный персональный расчет

        + бесплатный пробный урок.


          Он будет закрыт в 0 секунд

          С учетом вашего уровня и целей

          С бонусными уроками

          С сертификатом по окончании

          Оставьте заявку — свяжемся в течение 10 минут
          и поможем выбрать лучший вариант обучения.


            Он будет закрыт в 0 секунд

            Он будет закрыт в 0 секунд

            Он будет закрыт в 0 секунд

            Он будет закрыт в 0 секунд

            Запишитесь на бесплатный вводный урок

            • Познакомитесь с преподавателем
            • Определите ваш уровень языка
            • Попробуете формат занятий


              Он будет закрыт в 0 секунд

                Он будет закрыт в 0 секунд

                Вы чуть не упустили бесплатное занятие!

                Один клик — и вы бесплатно узнаете свой уровень английского, познакомитесь с преподавателем и форматом.


                  Он будет закрыт в 0 секунд

                  Не знаете, с чего начать?

                  Ответьте на 10 вопросов и получите экспресс-оценку и рекомендации

                  Бесплатно и без регистрации

                  Выберите наиболее уместный ответ

                  Ваш уровень:
                  A0 — Beginner
                  Вы только в начале пути — и это отличный старт! Всё самое интересное впереди
                  Это экспресс-оценка. Чтобы точно определить ваш уровень и понять, с чего начать — запишитесь на бесплатный пробный урок. Преподаватель поможет подобрать оптимальный формат.

                    👉 Не готовы записаться сейчас?

                    Заберите первый полезный подарок - чек-лист по временам английского в нашем Telegram-боте. Учитесь в удобном темпе и оставайтесь с нами!

                    Результат
                    Результат

                    Он будет закрыт в 0 секунд