
Человеческий мозг стремится к оптимизации затрат энергии (что порой ошибочно принимают за лень): при наличии возможности упрощения задачи он непременно ее использует. Освоение новой лексики для нашего “центра обработки данных” — процесс небыстрый. Прежде чем попасть в хранилище долговременной памяти, новые слова находятся в памяти кратковременной. Без практики и повторения, свежевыученное слово быстро забывается — мозг эффективно избавляется от невостребованных данных. Однако если повторять материал в соответствии с определенным графиком, усвоенная информация закрепляется надолго. В чем же заключается эффективная стратегия запоминания новых сведений?
Как происходит процесс запоминания
Человеческая память, как правило, классифицируется на две основные категории:
- Оперативная (или кратковременная).
- Долговременная.
Информация, поступающая в мозг, первоначально обрабатывается и удерживается в оперативной памяти. По мере повторения и использования она постепенно перемещается в долговременное “хранилище”, где может находиться на протяжении многих лет. Еще в конце позапрошлого столетия немецкий ученый-психолог Герман Эббингауз эмпирически обосновал хорошо известную закономерность о непосредственной зависимости между процессом обучения и повторением изученного. В результате своих исследований он выявил оптимальные интервалы для повторения новых слов, обеспечивающие их прочное, а возможно и пожизненное запоминание.

В настоящее время выдающееся открытие Германа Эббингауза практически не применяется в практике обучения. Широко распространены методики, обещающие усвоение сотен или даже тысяч слов за считанные дни – и, стоит отметить, кратковременное достижение этой цели вполне реально. Однако ключевая проблема заключается в том, что, задержавшись лишь в оперативной памяти, эти слова не закрепляются в долговременной.
Как запоминать английские слова: полезные советы
- Придерживайтесь режима оптимального повторения.
Итак, первая рекомендация: для прочного усвоения новой лексики следуйте предложенному расписанию повторений:
- Непосредственно после первого ознакомления с новым словом.
- Спустя 20-30 минут после первичного изучения.
- Через сутки после предыдущего повторения.
- Спустя 2-3 недели после предыдущего этапа.
- Через 2-3 месяца после предыдущего повторения.
- Спустя 2-3 года после предыдущего повторения.
- Учите то, что увлекает.
Распространенный метод освоения новой лексики, знакомый многим со школьной скамьи, заключается в изучении списков слов, сгруппированных по темам, таким как, например, “Приветствие”, “Переписка”, “Распорядок дня”. Подобный тематический подход, несмотря на свою универсальность, не всегда приносит желаемый результат: отсутствие личной заинтересованности в теме значительно затрудняет процесс запоминания. Наш опыт показывает, что индивидуальный подход к выбору изучаемых слов, основанный на целях и увлечениях каждого учащегося, позволяет достичь наилучших результатов, сочетая пользу с удовольствием.
К примеру, если вы являетесь поклонником сериала “Игра престолов”, для вас процесс изучения соответствующей лексики, связанной с сюжетом, будет гораздо более увлекательным и эффективным. Вам будет проще визуализировать и запоминать такие слова, как: королева — queen, северный — northern, стена — wall, замок — castle.
- Постигайте суть.
Закон осмысления, подтвержденный исследованиями Эббингауза, гласит: осмысленно воспринятая информация усваивается приблизительно в девять раз оперативнее и эффективнее. В памяти фиксируются не столько отдельные слова и предложения, формирующие текст, сколько заключенные в них идеи и смыслы. Именно они первыми всплывают в сознании при необходимости воспроизвести содержание изученного материала.
Однако формирование навыка структурирования информации в процессе запоминания требует определенных усилий. В этом могут помочь опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы. Также полезен метод прогнозирования: приступив к чтению абзаца, после ознакомления с несколькими аргументами, предложенными автором, попробуйте самостоятельно сформулировать вывод, объяснить прочитанное своими словами, даже если оно кажется вам очевидным. Вербализация информации в собственной интерпретации способствует ее прочному закреплению в памяти.
- Попробуйте усилить свое впечатление от слова.
Для более эффективного усвоения новой лексики задействуйте все пять чувств в сочетании с воображением: постарайтесь прочувствовать контекст, визуализируйте ситуацию, подключите обоняние и вкусовые ощущения (если это уместно), произнесите слово вслух, или даже пропойте его.
Создавайте мысленные образы: представьте себе далекую северную (northern) страну, где за неприступной крепостной стеной (wall) возвышается величественный замок (castle), в котором правит могущественная королева (queen)… Вообразите высоту стены, мрачность и неприступность замка, красоту и величие восседающей на троне правительницы! Сформируйте яркий мысленный образ, погрузитесь в эту воображаемую ситуацию, и новая лексика усвоится легко и надолго.
- Занимайтесь в разных условиях.
Информация усваивается и воспроизводится более эффективно, если она соотносится с сопутствующими впечатлениями. Окружающая обстановка, в которой происходит то или иное событие, порой играет более значимую роль в процессе запоминания, чем само событие.
Наша память основана на ассоциациях. Поэтому рекомендуется менять место обучения: например, изучать разные темы в разных помещениях (кухня, спальня), в транспорте (метро, автомобиль) и даже на работе (офис, комната для переговоров). Благодаря такому подходу устанавливаются ассоциативные связи с окружающей обстановкой, воспоминание о которой поможет восстановить в памяти содержание изученного материала.
- Изучайте новые слова дозированно, но систематически.
В процессе обучения, как и в питании, усвоение информации происходит наиболее эффективно при потреблении небольших порций с регулярными перерывами. Рекомендуется изучать не более 10 единиц (слов или компонентов правила) за один подход. После этого необходимо сделать паузу продолжительностью около 15 минут, так как продолжение обучения без перерыва будет менее продуктивным. Используйте для учебы свободные промежутки времени, например, во время ожидания в очереди или поездки в метро.
- Уделяйте особое внимание началу и завершению.
Так называемый закон края, ставший известным благодаря фильму “17 мгновений весны”, состоит в том, что информация, представленная в начале и в конце, усваивается наиболее эффективно. Особенно сложные и трудно запоминающиеся слова рекомендуется изучать в начале и в конце десятиминутного учебного отрезка, поскольку именно в эти моменты они лучше всего фиксируются в памяти.
- Задействуйте методы мнемотехники.
При освоении нового слова целесообразно подобрать ассоциативный образ-”якорь”, например: clever (умный) — представить себе умную корову, поедающую клевер. Образ должен быть запоминающимся, понятным и даже, возможно, абсурдным – необычные ассоциации способствуют надежной фиксации слова в памяти.
Существует множество готовых мнемонических словарей. Эффективным и популярным методом является запоминание слов с помощью карточек, на одной стороне которых записывается английское слово, а на другой – его перевод.
Какой бы метод запоминания вы ни выбрали, следует признать: универсального способа овладеть иностранным языком за одну ночь, к сожалению, пока нет. Это кропотливый и многогранный процесс, поэтому крайне важно подобрать наиболее эффективную стратегию, позволяющую достичь максимальных результатов с минимальными затратами усилий. Желаем вам успехов в этом начинании!